Размышления по поводу объективности и субъективности фотографий

Галина Москалева

Является ли новая среда динамической силой в искусстве?

Когда начинаешь взаимодействовать с новой средой и постепенно растворяешься в ней, или напротив сопротивляешься ей , появляются новые энергии которые взаимодействуют с существующими и результирующая сила получается вполне динамичной.

Может ли быть фотография объективной? Есть ли желание стремиться к объективности или находишься в своем постоянном самоопределении, связанным с субъективным подходом к искусству?

Моя мечта о возможности объективного подхода к искусству в Минске была, пожалуй, утопической. Сидя в своем внутреннем мирке, о какой объективности можно говорить? Чисто свое субъективное пытаться навязать всем с претензией на объективность- самообман. Мое творчество это постоянный эксперимент, в Москве пришло желание экспериментировать, не только с технологиями создания работ, но и с разумом, настроиться на другую энергетическую волну искусства, находить новые возможности мышления. Создать коллективный разум. Такая идея пришла в период преподавания мастер — класса в Москве. Из числа своих самых способных учеников, которые смогли побороть свою самость и окунуться в одно информационное поле и выйти на идентичное самоопределение в данном контексте, в определенной точке пространства и времени, создала группу фотохудожников Москва +_. Сейчас мы делаем проекты, работая на идею и вырабатывая ее вместе. Получить глубокие одинаковые убеждения и адекватность в восприятии оказалось не так уж просто. Потребовалось время и желание всех участников группы. Безусловно, выдержали этот путь не все, но нас осталось 7 человек и это я считаю очень хорошо. Особенно для Москвы. Поскольку потенциал и возможности художников здесь высокие и естественное желание каждого индивидуума находиться в своем субъективном восприятии, мне то, очень понятны. Вырабатывать объективное мнение, пусть только для группы, и это уже победа над собой. Объективное мнение крайне важно для развития искусства, в своем субъективизме закапываемся всякий раз и насаждая его другом надеемся на объективное его прочтение, так бы хотелось, но так ли есть на самом деле? Из себя мы выжали, по-моему, все что можно, современное искусство похоже уже на помойное ведро, куда мы все свалили, а теперь ковыряемся в нем в поисках якобы нового. Постоянное обращение к прошлому, полный кавардак из ранее существовавших течений и направлений в искусстве. Ставит вообще под сомнение путь к новому направлению, я думаю, его нужно искать в чем то другом. Сейчас интересно экспериментировать в создании многослойности изображения и многослойности философии мира.

В осознании себя в Мировом контексте исходишь из объективности коллективного определения или из субъективного личностного ощущения?

Из себя выйти крайне сложно, мы как черепашки сидим под своим панцирем, мне бы очень хотелось претендовать на объективность, но если я делаю свои проекты одна, то совершенно ясно понимаю что выпрыгнуть из себя не могу, конечно я к этому стремлюсь и например в своей летней серии «Закат» пыталась совершенно объективно показать людей сегодня с их ментальностью с их представлением о красоте и нравственности. Показать их эстетическое осознание мира. Моей задачей было поставить их всех в равное условие. Изначально меня поразило то, что все отдыхающие, у которых была мыльница, в минуты заката солнца фотографировались с солнцем на ладони, видимо это был верх народного творчества. Вот оно осознание красоты, эстетика понимания прекрасного!!! Совершенно объективное мнение людей, судя потому, что в минуты заката, выстраивалась живая цепочка вдоль всего пляжа. Мне оставалось только определиться с местом, съемки. Выбор пришелся на трубу, которая входила в море прямо на центральном пляже Геленджика. Приходила на это место три дня подряд, предлагала фотографироваться только тем людям, которые загорали у этой трубы. Не получая отказов предлагала стать по их желанию в той или иной одежде, своего ничего не вносила. Для меня важна была объективность подхода к человеку к таковому, как он есть. Моя задача была только собирать образы. Конечно могла бы из них слепить что угодно, запрограммировать, спровоцировать, мы художники в этом преуспели неплохо. Но желание приблизиться к объективности, хотя не без легкой степени цинизма… но от этого уж совсем трудно отказаться.

Твои серии являются иллюзорным отображением реальности?

Для меня и реальность несколько иллюзорна. Даже в большей степени чем фотографии.К своим проектам я отношусь более реально, чем к жизни вообще. Если думать о реальности жизни, очень скоро приходишь в тупик, если начинаешь размышлять о смысле жизни, попадаешь в иллюзорный мир. В проектах, пожалуй, полегче, мне нравятся социальные проекты, можно взять тему и поразмыслить над ней. Особенно меня затянула философская тема самоопределения, самоосознания, которая у меня протянулось по нескольким сериям подряд. Это «Воспоминания детства», «Советский альбом», Чернобыльская катастрофа, это вроде бы и социальные темы, но я пропускаю их через себя, пытаясь самоиндифицироваться в этом мире, в своей судьбе. Это чисто субъективные проекты без всяких претензий на объективность. Сначала мне нужно было понять себя, что бы претендовать на объективность.

Как остро стоит вопрос этики в твоих сериях?

Мораль, нравственность, для меня всегда являются основным составляющим конечной цели, и прожектором в темных лабиринтах поиска истины. Как бы не менялось общество, как бы не подменялись понятия ценностей, и не переписывалась история в угоду победителям, как бы не насаждались понятия новых ценностей, для меня это всегда вечное и не изменное понятие о чести, справедливости, благородстве …. Конечно голые благодетели со времен Канта претерпели сильные изменения, но Имея все эти качества как безусловный рефлекс внутри себя, мы не можем от этого освободиться и слиться с преуспевающим цинизмом нашей защитной брони. И эта борьба с данностью внутри нас и приходящим опытом и знаниями из вне и есть наши неуверенности и страхи и внутренние противоречия заложенные самой природой, хотим мы этого или не хотим. Если обратимся к Нравственным регулятивам , правилу поведения, Каждый индивид выбирает в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 норм — «заповедей Божьих», Нормами христианского поведения считаються 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др. принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. просто следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

2004

Для журнала «Партизан»